10:54 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Данная статья посвящена проблеме коррекции речи детей с ОНР при использовании материала по ознакомлению детей с бытом и историей кубанского казачества. Вся коррекционно – образовательная работа в нашем дошкольном учреждении направлена на устранение дефектов речи и развитие общих качеств и свойств личности ребенка. У дошкольников с ОНР нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежных конструкций и слов с пространственно и временных значений. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения, наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия представлений. Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи. Педагогический эффект в решении образовательных, учебно-воспитательных задач зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда со всеми специалистами дошкольного учреждения и осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. . В коррекционно – развивающей работе мы не ограничиваемся только программной тематикой, а используем и региональный компонент. Расширяя представления детей об историческом прошлом Кубанского казачества, о его традициях, образе жизни казаков, мы обогащаем словарный запас детей, за которым должны стоять живые и конкретные представления, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать колорит речи жителей Кубани. Знакомя детей с лексикой Кубанского края, мы заражаем их желанием использовать новые, ранее неизвестные слова, добиваясь тем самым еще и понимания того, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои традиции, и все они должны передаваться из поколения в поколение. Ребенок начинает любить то, что любит его народ. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа!». Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них юмор и грусть, глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Море, река, поле, лес постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки и это делает поле, море, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке и через несколько поколений. В каждом районе, городе, станице существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем и рассказать об этом детям. Дошкольники уже в детском саду знакомятся с историей своего края, используя эти знания при коррекции речевых нарушений. Есть для этого связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности. Есть главное, всеобъемлющее: сама природа – кладезь всего живого во все времена и все эпохи. Любопытство наше к Кубанской земле возрастает еще более, если вспомнить, что здесь вследствие особенностей исторической жизни, развивались особенные, почти самостоятельные нравы и обычаи; что здесь звание мирного земледельца соединено со званием воина; что здесь люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а оставив службу, нередко снова принимались за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле со своим оружием и в своей амуниции. Как сделать так, чтобы любопытство это не исчезло у детей наших, чтобы не растеряли они святого чувства любви к родному краю, родной Кубани? Педагоги считают важным донести до детей эти вековые связующие нити. Прежде всего, создали в дошкольном учреждени предметно – пространственную среду, стимулирующую речевое развитие детей. Интерьер группы, предметы казачьего быта помогают детям понять, кто такие казаки, как они появились на берегах Кубани, кто жил на кубанской земле до казаков, о древнейших курганах и крепостях. Учитывая зрительные нарушения у наших детей, мы особое внимание уделяем сенсорному развитию. Важно, чтобы оно обогащалось во всех видах деятельности дошкольников. Дети должны отразить качества предметов окружающей жизни, которые позволили бы им правильно и точно воспринять и представить эти предметы. Главной задачей для педагогов является - научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних. Рассматривая предметы быта казаков, дети выделяют части, детали, свойства предметов, подробно описывая их. Проводятся беседы – рассказы на темы : « Наши земляки – казаки», « Кубанское казачество», «Кубанское подворье», где дети узнают, как жили казаки, как воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как проводили казачий круг. Рассматриваются с детьми картины, иллюстрации с изображением «кубанской горницы», станицы Атамань, построенной в нашем крае на Тамани, где полностью воссоздан быт кубанских казаков. С большим интересом дети рассматривают одежду, простейшие предметы быта казаков, атрибуты для занятий охотой, рыболовством. Поражают воспитанников многие новые для них слова – городище, кошевой атаман, казачьи регалии, бешмет, вечерять, макитра, хата, скрыня, черкеска, папаха, шашка… Конечно же, у детей появилось желание отразить свои первые впечатления в изодеятельности. Здесь были и картины с изображением казаков в полном обмундировании, и картины мирной жизни на Кубани, поделки из природного материала. Народная музыкальная культура нашего края представляет огромное художественное богатство. В сказаниях и легендах, песнях и танцах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния. На музыкальных занятиях, обрядовых праздниках и в повседневной жизни стараемся донести до детей всю красоту народной музыки и казачьих песен, музыкальных традиций и гуляний. Речевой материал подбирается с учетом произносительных способностей детей. Как результат всей проделанной работы, можно отметить следующее: - нам удалось дать детям знания о родной Кубани, ее истории; - у детей появилось желание узнать больше о своем крае, городе: - словарь детей пополнился новыми словами и выражениями, бытующими на Кубани; - предметы быта, элементы обрядности прочно вошли в жизнь детей; - песенное и декоративно – прикладное искусство стало неотъемлемой частью жизни детей; - дети не только сами обогатились знаниями о традициях земли кубанской, но и донесли эти знания до своих родителей, сотрудников и детей детского сада; - удалось развить чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, гордых, удалых. На материале Кубанского казачества осуществляется коррекция звукопроизношения, обогащается лексика, дети овладевают навыками словообразования, словоизменения и словесного общения. Большую помощь оказывают нам родители воспитанников: приносят сборники казачьих песен, сказаний, народных танцев, игр, пословиц, поговорок, представляют своё семейное гениалогическое древо, помогают в изготовлении костюмов к фольклорным праздникам. Таким образом, творческий подход к работе, тесный контакт между педагогами и родителями делают жизнь в детском саду интересной, богатой; приобщают детей к быту и культуре народа Кубани, его традициям, что способствует не только духовному обогащению наших воспитанников, но коррекции зрения и речи по всем основным направлениям.
З.И. Глотова учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДС КВ № 16 г. Ейска МО Ейский район | |
|
Всего комментариев: 0 | |