Главная » 2017 » Май » 29 » РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И
10:54
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И

      РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  ЧЕРЕЗ  ЗНАКОМСТВО С  БЫТОМ  И  ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО  КАЗАЧЕСТВА

                                                            

Данная статья посвящена проблеме

коррекции речи детей с ОНР

при  использовании  материала

 по ознакомлению детей с бытом и

историей кубанского казачества.

        Вся  коррекционно – образовательная  работа в нашем дошкольном учреждении направлена на устранение дефектов речи  и развитие общих качеств и свойств личности ребенка. У дошкольников с ОНР  нарушается формирование  пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежных конструкций и слов с пространственно и временных значений. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения,  наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия представлений. Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.

     Педагогический эффект в решении образовательных, учебно-воспитательных  задач зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда со всеми специалистами дошкольного учреждения и осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. .

     В коррекционно – развивающей работе мы не ограничиваемся  только программной тематикой, а используем  и  региональный компонент. Расширяя представления детей об историческом прошлом Кубанского казачества, о его традициях, образе жизни казаков, мы   обогащаем словарный запас детей, за которым должны  стоять живые и конкретные представления, чтобы  дать дошкольникам возможность почувствовать колорит речи жителей Кубани. Знакомя детей с лексикой Кубанского края,  мы заражаем их желанием  использовать новые, ранее неизвестные слова, добиваясь тем самым еще и понимания того, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои традиции, и все они должны передаваться из поколения в поколение.

     Ребенок начинает любить то, что любит его народ. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа!».

     Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них юмор и грусть, глубокая любовь к человеку, к Отечеству.

     Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Море, река, поле, лес постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки и это делает поле, море, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

     История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке и через несколько поколений.  В каждом районе, городе, станице существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи.  Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем и рассказать об этом детям.

     Дошкольники уже в детском саду знакомятся с  историей своего края, используя эти знания при коррекции  речевых нарушений. Есть для этого связующие нити: слова, предметы, элементы обрядности. Есть главное, всеобъемлющее: сама природа – кладезь всего живого во все времена и все эпохи.

 Любопытство наше к Кубанской земле возрастает еще более, если  вспомнить, что здесь вследствие особенностей исторической жизни, развивались особенные, почти самостоятельные нравы и обычаи; что здесь звание мирного земледельца соединено со званием воина; что здесь люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а оставив службу, нередко снова принимались за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми  сесть на своего боевого коня и выехать в поле со своим оружием и в своей амуниции.

 Как сделать так, чтобы любопытство это не исчезло у детей наших, чтобы не растеряли они святого чувства любви к родному краю, родной Кубани? Педагоги  считают важным донести  до детей эти вековые  связующие нити.

  Прежде всего, создали в  дошкольном учреждени    предметно – пространственную среду, стимулирующую речевое развитие детей. Интерьер группы, предметы казачьего быта помогают детям понять, кто такие казаки, как они появились на берегах Кубани, кто жил на кубанской земле до казаков, о древнейших курганах и крепостях.

   Учитывая зрительные нарушения у наших детей, мы особое внимание уделяем  сенсорному развитию. Важно, чтобы оно обогащалось во всех видах деятельности дошкольников. Дети должны отразить качества предметов окружающей жизни, которые позволили бы им правильно и точно воспринять и представить эти предметы. Главной задачей для педагогов является - научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних.  Рассматривая предметы быта казаков, дети выделяют части,  детали, свойства предметов,  подробно описывая их.

    Проводятся беседы – рассказы  на темы : « Наши земляки – казаки», « Кубанское казачество», «Кубанское подворье», где дети узнают, как жили казаки, как  воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как проводили казачий круг. Рассматриваются  с детьми картины, иллюстрации с изображением «кубанской  горницы», станицы Атамань, построенной в  нашем крае на Тамани, где полностью воссоздан быт кубанских казаков. С большим интересом дети рассматривают одежду, простейшие предметы быта казаков, атрибуты для занятий охотой, рыболовством. Поражают  воспитанников многие  новые для них  слова –  городище,  кошевой атаман, казачьи регалии, бешмет, вечерять, макитра, хата, скрыня, черкеска, папаха,  шашка…

 Конечно же, у детей появилось желание отразить свои первые впечатления в  изодеятельности. Здесь были и картины с изображением казаков в полном обмундировании, и картины мирной жизни на Кубани, поделки из природного материала.

 Народная музыкальная культура нашего края представляет огромное художественное богатство. В сказаниях и легендах, песнях и танцах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния.

 На музыкальных занятиях, обрядовых праздниках   и в повседневной жизни  стараемся донести до детей всю красоту народной музыки и казачьих песен, музыкальных традиций и гуляний. Речевой материал подбирается с учетом произносительных способностей детей.

 Как результат всей проделанной работы, можно отметить следующее:

- нам удалось дать детям знания о родной Кубани, ее истории;

- у детей появилось желание узнать больше о своем крае, городе:

- словарь детей пополнился новыми словами и выражениями, бытующими на Кубани;

- предметы быта, элементы обрядности прочно вошли в жизнь детей;

- песенное и декоративно – прикладное искусство стало неотъемлемой частью жизни детей;

- дети не только сами обогатились знаниями о традициях земли кубанской, но и донесли эти знания до своих родителей, сотрудников и  детей детского сада;

- удалось развить чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, гордых, удалых.

    На материале Кубанского казачества осуществляется  коррекция звукопроизношения, обогащается лексика, дети овладевают навыками словообразования, словоизменения и словесного общения.

   Большую помощь оказывают нам родители воспитанников: приносят сборники казачьих песен, сказаний, народных танцев, игр, пословиц, поговорок, представляют своё семейное гениалогическое древо, помогают в изготовлении костюмов к фольклорным праздникам.

   Таким образом, творческий подход к работе, тесный контакт между педагогами и родителями делают жизнь в детском саду интересной, богатой; приобщают детей к быту и культуре народа Кубани, его традициям, что способствует не только духовному обогащению наших воспитанников, но  коррекции зрения и речи по всем основным направлениям.  

 

З.И. Глотова

учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС КВ № 16 г. Ейска МО Ейский район

Категория: Информация | Просмотров: 744 | Добавил: dream666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar